"...Сразу стоит оговориться, что судить о машине по рекламному ролику я бы не рекомендовал! Режиссер требовал жести и я эту жесть выдавал на гора )) в обычной эксплуатации ТАК ездить не стоит..." (с)

Нормального рабочего бездорожья, где можно было бы объективно сравнить новый Садко со своими предшественниками, не было, так что ниже я буду говорить только о потенциале автомобиля. Надеюсь, что мне удастся получить машину для полноценного тест-драйва.

О потенциале, собственно.
Конструктивно машина полностью унаследовала все технические решения, воплощённые ещё в шестьдесят шестом. Рессорная подвеска, гибкая на кручение рама, подключаемый передний мост, самоблоки, централизованная подкачка колес…
Раздаточная коробка так же осталась без изменений. Традиционные малые передний и задний свесы.

Что же изменилось?
Пресс-релизы завода говорили об оптимизации передней подвески, переходе на интегральный рулевой механизм, пневматическую систему тормозов. Передняя подвеска — малолистовая с продольными стабилизаторами. Правда, весь эффект оценить на негруженой машине толком не удалось, но управляемость, особенно вкупе с интегральным рулевым механизмом Bosch, искренне порадовала: автомобиль предсказуемо следовал заданной траектории на разбитых дорогах. К пневматическим тормозам пришлось долго привыкать — отклик на нажатие педали тормоза мгновенный, машина встает как вкопанная. У этого есть как несомненные плюсы, так и определенные минусы, если речь идет о работе на бездорожье.

Искренне порадовал турбодизель ЯМЗ. Тяговитый и эластичный на всем диапазоне оборотов. Но! С ограничителем оборотов. В какой то момент машина упирается в ограничение и запаса под педалью уже нет, машину не "подстегнуть". Но это компенсируется очень неплохим подбором передаточных чисел в коробке и моментальными характеристиками двигателя. Просто можно не стесняться выбрать более высокую передачу и включить ее заранее. Это уже дело привычки.
Единственное, где мне не хватило 4 передачи КПП (при включенном нижнем ряде РК) — это крутой подъем со ступенькой на самом верху. Переключение "вниз" позволило затащить подвисшую машину без особых проблем.

Ресиверы тормозной системы спрятаны довольно глубоко, а вот ресивер, отвечающий за выключение сцепления и управление раздаточной коробкой расположен очень неудачно — как раз над карданным валом переднего моста.
В какой то момент, при преодолении невидимого под водой поперечного рва, из под машины раздалось шипение стравливаемого воздуха. Автомобиль тут же отключил передний привод, а педаль сцепления стала тугая. Выбравшись на относительно сухое место, я обнаружил, что в прыжке кардан достал до ревизионного клапана ресивера, который находится как раз в секторе вертикального хода трубы кардана. От удара язычок клапана встал диагонально и остался в открытом положении, стравив весь воздух. Я вернул его на место. Ну, ситуация не ординарная, подумал я поначалу, на такие прыжки геометрия машины явно не рассчитана. Но когда ситуация повторилась на уже другой машине в гораздо более безобидной ситуации, стало ясно, что это конструктивный недосмотр. Заводчанам на заметку, а будущим владельцам в памятку!

Еще одно замечание по работе с раздаточной коробкой.
Все автомобили будут оснащаться электрическим управлением РК. Привод — пневматический. Конструктивно РК — такая же как на шишиге и 3308.
Как мы все прекрасно знаем, чтобы подключить или отключить передний мост, к рычагу необходимо приложить немалое усилие. Иногда требуются сложные манипуляции — покачать машину или прокатить ее несколько (десятков) метров, чтобы "разгрузить" шестерни для возможности переключения. При этом мы рукой на рычаге чувствуем, зашли ли (или вышли из зацепления) шестерни, зафиксировались ли вилки управления в стабильном состоянии…
В случае управления кнопкой этой обратной связи нет! Индикатор на приборной панели может показывать включение (или выключение) переднего привода, но в реальности он может оказаться недовключенным или не выключенным. Понять это можно только внимательно прислушиваясь к щелчкам клапанов пневмосистемы управления и трансмиссии.
И если на относительно ровной дороге это не критично, то, если мы стоим непосредственно перед тяжелым бездорожьем, подобная "дистанционность" может сослужить плохую службу.

Еще один момент. Так как привод управления РК пневматический, то необходимо помнить, что если мы по какой то причине остановились на продолжительное время посреди бездорожья (пройти вперед на разведку или разобрать завал из деревьев), то передний привод за это время естественным образом выключится — давление в системе за это время упадет.
Соответственно, прежде чем тронуться дальше, надо дождаться, пока система накачается и включит привод переднего моста. А то выйдет конфуз — вы либо вообще не стронетесь с места на одном заднем приводе, либо застрянете "на ровном месте" закопав задние колеса в отсутствии переднего привода. Он потом конечно, может и включится, но машина уже будет сидеть. В каких то ситуациях — уже наглухо.

Переключение РК в режим отбора мощности так же производится нажатием кнопки с места водителя.

Система централизованной подкачки разделена на передний и задний контуры. Управляется с места водителя клавишами. Индикация давления выведена на приборную панель, раздельно по контурам. Это удобно тем, что теперь в зависимости от загруженности машины можно устанавливать необходимое давление на передних и задних колесах без прыгания вокруг машины с запорным ключом.

Порадовала новая резина, которая устанавливается на Садко — это КАМА 402. При той же эффективности рисунка протектора "ёлочкой" она имеет условную центральную дорожку, которая снижает вибронагрузку при движении по твердому покрытию.

О рабочем месте водителя.
Для того, чтобы забраться в высоко расположенную кабину, в помощь водителю установлены целых три поручня и подвесная ступенька. Я же по привычке вставал одной ногой на подножку и подтягивался, схватившись за поручень у задней стойки кабины и рулевое колесо. За все три дня общения с автомобилем я так и не воспользовался всем обилием возможностей… сила привычки ))) Но приятно удивился конструкторской предусмотрительности…

Полукапотная компоновка дает очень неплохой обзор, хотя, глядя на сильно наклоненное лобовое стекло, я опасался, что сектор обзора с места водителя будет сильно урезан. Тем не менее, граница видимости располагается всего в трех метрах от бампера. Очень неплохо для высокого капотного грузовика. К невидимым крайним правому и левому габаритам привыкаешь довольно быстро. Боковые спаренные зеркала дают достаточный обзор, сделаны складывающимися. В стандарте противоподкатное зеркало.

Эргономика рабочего места — уже привычная по ГАЗелям семейства NEXT. Только добавились функциональные клавиши регулировки оборотов и того, чего так не хватает на ГАЗелях и Соболях — кнопка так называемого "горного тормоза".

Помятуя об условиях его возможной эксплуатации, возникают вопросы.
Головной свет прекрасен в своей эффективности, но требует дополнительной защиты. В условиях бездорожья разбить фару легко, и если на Садко 3308 это были копеечные (в прямом и переносном смысле этого слова) фары, то блок оптики семейства NEXT стоит совершенно не смешных денег.
Забор воздуха производится из подкапотного пространства в районе правой передней фары. Если вспомнить, как я уходил по капот в бродах Ояти, работая на эвакуации трофи-рейда "Вепсский лес", то напрашивается возможность установки полноценного шноркеля.
Требует пересмотра установка ресивера управления сцеплением и РК. В моем видении, его достаточно сдвинуть в сторону буквально на пять сантиметров во избежание повреждения карданом ревизионного клапана.
Бронеколпаки ступиц, конечно, закреплены более массивными болтами (на Садко 3308 они крепились болтиками М12), но это не панацея против камней и пней. Проживут, возможно, чуть дольше…

Но, в целом, автомобиль оставил хорошее впечатление. Садко поколения NEXT перенял от своих предков конструкцию, не раз подтвердившую свою уникальную проходимость и, вместе с тем, превратился в современный автомобиль с комфортным и функциональным рабочим местом водителя. Очень хочется надеяться, что удастся проверить машину в условиях тяжелого бездорожья.



Источник: